Профессиональный стандарт педагога – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.
Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.
Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.
Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Профстандарты применяются в качестве:
1. Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.
2. Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
3. Инструмента роста качества российского образования.
4. Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.
5. Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.
Цель применения
· Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
· Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
· Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
· Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Профессиональный стандарт педагога содержит 4 раздела:
1. Общие сведения.
2. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
3. Характеристика обобщенных трудовых функций.
4. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.
Содержание профстандарта педагога отражает:
· обучение;
· воспитательную работу;
· развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности);
· профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;
· профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;
· профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней школе;
· профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;
· профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.